Кто на дороге глвный?

Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 186 тыс детей в возрасте до 18 лет. В текущем году в стране произошло 14695 дорожно-транспортных происшествиях с участием детей и подростков 563 ребенка погибли, 15 816 школьников получили ранения. Показатели в России в три раза выше, чем в странах ЕС. Причины, которые вывели нас в лидеры: лихачи и нетрезвые водители за рулем, невнимательность пешеходов и нарушение правил перевозки детей.

С лихачами власти борются штрафами в разреме от 500 до 5 тыс рублей в зависимости от того насколько быстрее разрешенной скорости ехал водитель. Пьяных водителей лишают прав и в нагрузку выписывают очень солидный штраф – 30 тыс рублей. Административное наказания для беспечных родителей со следующего года составит 3 тыс рублей, а физические и юридические лица, нарушающие правила перевозки детей, заплатят 25 и 100 тыс, соответственно.

 

Всем по креслу

Крэш-тесты показывают, что взрослый не может удержать ребенка при столкновении даже на небольшой скорости, например 50-60 км/ч и, тем не менее родители продолжают возить детей без специальных удерживающих устройств. Особенно, в глубинке, мотивируя свое поведение дороговизной автокресел. На сегодня известно, что детские автокресла снижают риск гибели в результате аварии примерно на 90% у малышей грудного возраста, на 55-80% — у дошкольников. Их минимальная стоимость составляет около 3 тыс рублей. Много это или мало?

Для привлечения внимания родителей к правилам перевозке детей в стране сейчас идет активная агитационная кампания на дорогах. Плакаты «Куда посадить ребенка: в детское кресло или в инвалидную коляску» очень наглядные и обращают на себя внимание родителей, уверены эксперты. В некоторых регионах сотрудники полиции дарят автокресла тем родителям, которых поймали при перевозке младенца на руках в день выписки из роддома и рассказывают, почему опасно перевозить ребенка на руках и чем это чревато. Эти и другие акции, которые реализуют госорганы, возымели своей действие. По сравнению с прошлым годом количество ДТП с участием детей снижается, хотя и недостаточно быстро — на 0,1 % в год. Стоит сказать, что в общей структуре травматизма на автомобильные травмы приходится всего 1,2%, однако при этом они имеют высокую летальность и зачастую приводят к инвалидности. Правила перевозки детей на велосипедах также предполагают установку специальных удерживающих устройств и обязательное использование шлемов. Доказано, что использование мотоциклетных шлемов уменьшает риск гибели в ДТП на 40%, а тяжелых травм — примерно на 70%.

 

Особенности восприятия

По статистике несчастные случаи с детьми пешеходами чаще всего происходят рядом с детскими площадками или во дворах. С одной стороны, из-за особенностей детского восприятия. До 4 лет ребенок не осознает, что машина не может остановиться мгновенно, до 6 лет – плохо ориентируется по звуку, до 8 лет – не видит, что происходит сбоку от него. Любой ребенок непредсказуем и может выбежать на дорогу за мячом или игрушкой, а девять из десяти детей замрут на месте или закроют лицо руками, когда увидят несущихся на них автомобиль. С другой — потому что взрослые не научили их безопасному поведению на дорогах.

У взрослых тоже есть особенности восприятия: треть наездов на пешеходов со смертельным исходом происходит в темное время суток, когда водитель просто не в состоянии вовремя заметить внезапно выскочившего на дорогу пешехода. В Европе вся детская одежда имеет светоотражающие элементы, чтобы дети были видимы для других участников дорожного движения в темное время суток. Даже при плохих погодных условиях пешеход со светоотражаюхим элементом на одежде (фликером) заметен на расстоянии 150 м. Этого достаточно, чтобы водитель его заметил и успел затормозить.

В России родители не обязаны покупать одежду со светоотражающими знаками или пришивать к ней фликеры. Его средняя стоимость сегодня составляет 200 рублей, а жилет со светоотражающими элементами на ребенка обойдется в сумму от 350 рублей. Много это или мало?

 

А у них

Наиболее безопасными, по статистике, являются дороги стран Европы, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Разумеется влияет и качество подготовки водителей и размеры штрафов за нарушения правил дорожного движения. Например, в ЕС за нарушение правил перевозки детей водитель заплатит от 50 до 400 евро в зависимости от страны, а родители-рецидивисты платят вдвое дороже. В странах ЕС на газоне рядом с домами можно увидеть знаки с надписью: «Здесь живет ребенок. Едь так, как если бы он был твой». Такие знаки — часть культуры всех участников дорожного движения, которую нам еще предстоит создать.

 

Дети в безопасной среде

Эксперты ВОЗ подсчитали, что в мире ежедневно гибнут почти 2 тысячи детей от несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий. В России по этим причинам ежегодно умирают более 6 тыс детей. Большинство из этих травм можно было бы избежать, считают эксперты. Что нужно делать родителям, чтобы спасти жизнь и сохранить здоровье детей?

По оценкам специалистов, в большинстве случаев причиной травм является ненадлежащий уход за ребенком. Родители оставили ненадолго ребенка одного, отвлеклись на телефонный звонок, забыли рассказать о правилах поведения на дороге – последствия могут быть непоправимыми. Дети активно исследуют окружающий мир, стремятся к самостоятельности, но физически слабы, беззащитны и не могут не заметить грозящие им опасности. Поэтому они постоянно нуждаются в помощи, присмотре и уходе взрослых. За ненадлежащее исполнение родительских обязанностей предусмотрена ответственность. В России штраф за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по статье 5.35 КоАП составляет всего лишь от 100 до 500 рублей, если ребенок пострадал, и в случае смерти по неосторожности – до двух лет исправительных, принудительных работ или лишение свободны на тот же срок, согласно 109 УК РФ. Хотя что может быть страшнее для родителя, чем гибель собственного ребенка.

 

Внимание к деталям

Родители должны постоянно помнить и заботиться о безопасности детей. Во-первых, создать безопасной среды для ребенка дома. Каждому возрасту характерны свои травмы: младенцы до полугода часто подают с кроватей и пеленальных столиков, дети до года стаскивают на себя тяжелые предметы вместе со скатертью, старше года — падают с мебели, подоконников — на которые могут забраться. До трех лет опасны мелкие детали конструкторов и части игрушек, которые могут застрять в пищеводе или дыхательных путях. И чрезвычайно опасны магнитные детали, которые склеиваются между собой и вызывают острую непроходимость кишечника, а в последующем – некроз, перфорацию и сепсис.

Для всех детей дошкольного возраста опасны розетки – их все следует закрывать специальными заглушками или изначально устанавливать специальные розетки. Ожоги дети получают от того, что родители беспечно обращаются с горячими жидкостями, нагревательными электроприборами, кухонными плитами во время приготовления пищи. Причина химических ожогов ротовой полости, пищевода и желудка и отравлений – хранение уксусной эссенции, моющих средств, лекарств в доступных для детей местах.

Около 600 детей каждый год выпадают из окон многоэтажек и погибают от полученных травм. Большинство из них потому, что оперлись на мокситных сетки. Они создают иллюзию безопасности и у самих малышей, и у их родителей. Между тем, конструкция москитных сеток не способна выдержать вес ребенка. Представители разных ведомств МВД, Минпромторга, Минобрнауки и Минздрава каждый со своей стороны проводят работу по информированию родителей, изменению государственных стандартов по производству пластиковых окон и москитных сеток. Все пластиковые окна должны иметь систему блокировки, которая не позволит окнам распахнуться, а на москитных сетках должны быть размещены предупреждающие знаки: «Не прислоняться!». Однако в любом случае ребенка нельзя оставлять одного в комнате с раскрытыми окнами. Безопаснее ставить рамы в режим проветривания, напоминают в Минздраве.

 

Дети на дороге

Что касается дорожного травматизма, его на него приходится не более 1,2% от всех травм, однако это самые тяжелые повреждения, которые зачастую приводят к глубокой инвалидности или смерти. Хотя Россия по этому показателю пока опережает развитые страны, частота случаев ДТП с участием детей продолжает снижаться, Этому способствует обучение ПДД сызмальства, фликеры (светоотражающие элементы) на одежде, использование устройств для перевозки детей и широкая информационно-агитационная кампания в СМИ. Стимулировать ответственность водителей-родителей будут рублем: сейчас рассматривает законопроект, согласно которому, размер административных штрафов увеличится до 3 тыс рублей за нарушение правил перевозки детей для физических лиц, и до 200 тыс – для юридических. В Минздраве напоминают,  что автокресло должно соответствовать возрасту и росту ребенка. Его ни в коем случае нельзя размещать спинкой по ходу движения, а ремень безопасности не должен проходить через шею ребенка.

В Минздраве считают, что профилактика уже дала свои плоды: за текущий год наметилась тенденция к снижению случаев детского травматизма, хотя по сравнению с цивилизованными странами российские показатели пока еще в 3 раза выше.